Музей В Амстердаме содержит богатейшее собрание картин уникального нидерландского живописца Ван Гога. Картины представлены в хронологическом порядке, что дает возможность познакомиться с творчеством живописца в развитии.
Если публика ещё не имеет представление о таком направлении в живописи, как постимпрессионизм, то это идеальное место для знакомства с этим стилем.
История создания музея
Музей в Амстердаме заслуживает особого внимания, так как обладает крупнейшим собранием полотен известнейшего мастера. Винсент Ван Гог скончался внезапно, оставив около тысячи работ и больше 1000 набросков.
Во время его краткой художественной деятельности его работы почти не продавались, он дарил свои произведения своим друзьям, все оставшиеся картины стали собственностью Тео Ван Гога, брата, интересующегося изобразительным искусством. Тео покупал вдобавок картины мастеров, друзей Ван Гога: Поля Гогена, Тулуз-Лотрека, Леона Лхермитте и Жана Франсуа Милле. Тео пережил своего старшего брата лишь на полгода и скончался от стресса и горькой потери, как утверждали врачи. Его жена, Иоанна, с только что родившимся сыном на руках, стала обладательницей многочисленных произведений Винсента, писем художника к ее умершему супругу. Её знакомые рекомендовали ей освободиться от такого наследия, не представлявшего на их взгляд какой-то значимости. Все же она прочитала письма своего мужа, и поняла, почему Тео так вдохновлялся жизнью и творческой деятельностью своего брата. Ей удалось сохранить неожиданное богатство в память о своих дорогих родственниках. В наши дни эти полотна являются основой коллекции музейной экспозиции в Амстердаме, где экспонируются главные шедевры художника. С помощью этого собрания картин Иоанне удалось спасти память об этом уникальном мастере живописи.
Иоанна опубликовала три тома писем Ван Гога, адресованных его брату. Жизнь, отраженная в письмах, принесла художнику большую славу, чем известность какого-либо иного мастера кисти. После смерти Иоанны законным наследником становится её сын. Полотна Ван Гога сохранялись развешенными в соответствии со временем их создания, что помогает пронаблюдать, как шло развитие творческого стиля мастера, от начальных мрачноватых набросков до поздних колоритных, светлых произведений мастера. Племяннику было трудно размещать полотна художника дома, поэтому ему приходилось снимать помещение в городском музее Амстердама, где с ними могли ознакомиться посетители. Племянник думал о будущем своего наследия. Если бы он завещал её своим детям, то собрание полотен могло оказаться разрозненным. Поэтому при поддержке городского муниципалитета ему удалось получить разрешение на создание музея. Государственные власти профинансировали постройку музея и траты на его эксплуатацию.Кисхо Курокава, архитектор из Японии, спроектировал здание музея, состоящего из двух частей, соединенных под землей переходом. Это современный просторный проект музейного пространства, обеспечивающий свободный просмотр полотен уникального художника. Четырехэтажный музей, каждый ярус которого соединен впечатляющими просторными парящими в воздухе лестничными переходами.
Здание музея, открывшееся в 1973 году, обладает большим числом самых известных произведений художника. Помимо этого, там содержатся работы его коллег: Клода Моне, Пабло Пикассо, П.Синьяка, П.Гогена, их собрали братья Винсент и Тео Ван Гоги с 1857 по 1891 гг. покупая, либо обменивая.Полотна на выставке Ван Гога располагаются, давая возможность воспринять процесс возникновения самобытности мастера живописи. В начале своего творчества он отражал быт крестьянина, в этюдах рисовальщик набирался опыта в светотехнике в Париже и Антверпене, а затем в использовании цвета в Арле, Сен Реми и Овере. Атмосфера, созданная его коллегами в полотнах того периода, нашла яркое отражение в произведениях Винсента Ван Гога.
Краткая история жизни художника
Невзирая на то, что приход Ван Гога к рисованию оказался в достаточно поздноватом возрасте, (на 31 году жизни им была написана первая из них), после него остались более тысячи этюдов и картин. Таким образом, нам представилась возможность получать удовольствие от творчества талантливого художника.
Его жизнь была довольно противоречивой. Тяжёлый характер мешал ему стать обеспеченным и преуспевающим человеком. Он родился в зажиточной семье, несмотря на это, у него не было достойного образования, он неоднократно работал в преуспевающих предприятиях, но ему было неинтересно, он не получал удовольствия, оставлял дело, не задумываясь о дальнейшей судьбе. Неразделённая юношеская любовь, оставила тяжёлый отпечаток, у него пропадает интерес к простому образу жизни, он хотел бы оказывать помощь многим нуждающимся, но не мог из-за собственной бедности. В постоянных выставочных залах музейного комплекса отображена история жизни мастера, его творческой деятельности — это и известные полотна, например «Подсолнухи», «Едоки картофеля», а также свыше 200 произведений. Можно выделить пять периодов творческой деятельности самобытного художника: ранние работы, Париж, Арле, Сен-Реми и Овер. Здесь выставлены произведения гениального художника, всё сделанное им и не забытое после его кончины, оставляют незабываемые впечатления у посетителей выставки его картин. Тем, кто не знает, что такое постимпрессионизм, надо обязательно побывать на выставке картин Висента Ван Гога в Амстердаме, одной из самых востребованных для посещения. Наиболее крупнейшая выставка, на которой представлены 200 его произведений, 500 набросков и очень многих письменных документов. Основа этого музея заключается не в количестве, а в качестве: публика может увидеть этапы и развитие творческой деятельности художника. К сожалению, художник работал лишь в течение 10 лет, но представленные полотна являются произведениями разных лет.
Нидерландский период живописи художника
Винсент Виллем Ван Гог появился на свет в середине XIX века в Нидерландах в пасторской семье в Гроот-Зюндерте. В раннем детстве Винсент начал рисовать, но истинный талант обнаружился около 30 лет. По воле семьи Винсент начинает продавать в фирменном магазине «Гупиль» в Гааге, основные товары которого были произведения искусства. Затем он продолжает работу в дочернем филиале в Лондоне, а потом в Париже. В Париже Винсент обращается к религии, на работе появляются трудности. Его уволили. Чтобы как-то жить, он занимается разными работами: педагог, продавец, ассистент пастора, слушатель миссионерской школы. Начало творчества отличается преобладанием темноватой палитры (оливки из зелени, глины коричневатой и темноватой охры) и портретами земледельцев за повседневной работой. Известное полотно «Едоки картошки» является наглядным тому примером. Из-за тусклого света просмотр полотен кажется очень мрачным; специальная подсветка обеспечивает приемлемое восприятие полотен посетителями в этих залах.
Ученичество в Париже и творческая деятельность на юге Франции
В Париже Ван Гог пребывает в течение двухлетнего срока. Он занимается ученичеством, завязывает знакомство с Тулуз-Лотреком, Бернаром, Сёра, Синьяком, Гогеном, Писсарро. Здесь он пишет «Огороды на Монмартре», «Портрет папаши Танги», «Мост через Сену» и др. Но активная художественная деятельность в Париже сказалась на его ослабленном здоровье. Начало следующего периода знаменуется светлой палитрой. Тона, содержащиеся в его произведениях, состоят из красноватых, голубоватых и желтовато-оранжеватых цветов. Далее художник продолжал экспериментировать, и добился своего отличия от других художников, характеризующегося кратким и энергичным мазком. Особенностью в этом периоде были автопортреты, так как художник не имел возможности заплатить моделям. На этой экспозиции выделяется «Автопортрет в фетровой шляпе».
Он стремится к спокойной атмосфере, к более комфортному климату, поэтому выбирает для проживания южный французский городок Арль. Там в течение года, мастер написал около двух сотен полотен («Ночное кафе», «Красные виноградники в Арле», «Жатва», «Рыбачьи лодки в Сент-Мари», «Подсолнухи») и сотни эскизов и акварельных набросков. В этот период ярко прослеживается индивидуальность мастера. Здесь главенствуют полотна с изображением пейзажей, написанных яркими красками. На них можно увидеть поля, утопающие в цветах кукурузы, фруктовые деревья, поле подсолнухов и т.д. Возможно, полотна с изображением подсолнухов по сей день остаются особо запоминающимися из его произведений. Беднота и неустроенный быт, непрерывный изматывающий труд — все это чрезвычайно плохо влияло на психическое состояние Ван Гога, который отличался очень тонким и вспыльчивым характером. Он пригласил Гогена в Арль и тот проживал с ним в одном доме. Очень разные по мировоззрению и темпераменту люди часто конфликтовали и ссорились, что спровоцировало нервный срыв у Ван Гога. В результате конфликта Ван Гог напал с бритвой на приятеля. Гогену чудом удалось удержать его, Винсент возвратился в свою комнату и поранил свое ухо бритвой. На другой день его в тяжелом самочувствии отправили в клинику. Вскоре он поправился, возвратился домой, начал работать, написал «Автопортрет с перевязанным ухом» и несколько вариантов «Колыбельной». Затем Ван Гога опять положили на больничную койку в изоляторе. Тогда же он по доброй воле отправился в психиатрическую клинику в Сен-Реми, где с ним случились тяжелые припадки и после которых он оказался в крайне депрессивном состоянии. Работая над своими картинами, Ван Гог проходит лечение в клинике с психическими больными. В главной теме этого времени занимает место изображение больничных интерьеров, и находящихся там больных, а также видов из окна на сад. Имеются и другие пейзажные работы, созданные вне больницы. Оставаясь верным своей технике – укороченному и точному мазку — рисовальщик ощутимо изменяет цвет, он становится более умеренным и нежным. Подлинные шедевры мастера, например популярные «Ирисы» и «Пшеничное поле со жнецом» характеризуют это время творчества. Свои последние дни Винсент прожил в Овер-сюр-Уаз под наблюдением доктора Гаше, занимающегося гомеопатией и рисованием. Невзирая на плохое самочувствие Ван Гог с упорством много рисовал. В Сен-Реми он создал знаменитые «Ирисы», «Звездная ночь», «Оливковая роща», «Прогулка заключенных», «Дорога с кипарисами и звездами» и др. В Овер-Сюр-Уазе Ван Гог написал много запоминающихся картин («Церковь в Овере», «Улица в Овере», «Дорога в Овере после дождя», «Вороны над хлебным полем») и эскизов. Летом1890 г. Ван Гог поехал за город и тяжело ранил себя пистолетным выстрелом. Ему удалось самому возвратиться в отель, где вызвали врачей, но спасти его не удалось, художник умер.
Жизнь музея
Ван Гога не признавали как художественного мастера, только единственное полотно — «Красные виноградники в Арле» он продал, пока был жив.
Лишь однажды не задолго до кончины в печати опубликовали одобрение его работам. Известнейшее полотно из панорамных пейзажей «Пшеничное поле с воронами» выставлено в зале данного периода. Этот зал очень ярко освещен в отличие от начального помещения с тускловатым светом. Мастер применял чрезвычайно яркие глубокие краски. Но помимо собрания работ Ван Гога, в музейном хранилище имеются и произведения приятелей постимпрессионистов, таких как П.Пикассо, Ж.Сёра, К.Моне и т.д. В декабре 2002 года произошло воровство в музее, добычей для злоумышленников стали два художественных полотна: «Море у Схевенингена» и «Прихожане, посещающие реформаторскую церковь в Нюнене». Был причинён значительный ущерб для музея, это была сенсационная кража. Похитителей Октава Дурхама и подельника задержали и арестовали, а следы полотен уже простыли. Суд приговорил одного преступника к 4,5 годам заключения, а второго- к 4 годам, помимо этого преступники должны компенсировать нанесённый ущерб в размере 350000 евро. До наших дней судьба украденных картин остаётся неизвестной, ничего до сих пор не найдено. Почитателям произведений уникального мастера Винсента Ван Гога предлагается возможность восхититься эксклюзивной постоянной экспозицией полотен знаменитого постимпрессиониста. Данная сокровищница обладает четвертой частью наследия шедевров художника, его эскизов и свыше 700 посланий, написанных его брату Тео. Ван Гог обожал японскую графику, его небольшую коллекцию эстампов также можно посмотреть там. Некоторые произведения (в основном наброски) добавлены позднее, однако ядро экспозиции — работы, подаренные родственниками. В музее имеются библиотечный фонд и научные лаборатории, занимающиеся изучением творчества уникального мастера живописи. Музей проводит выставки художников постимпрессионистов.
Однако подлинные произведения уникального живописца будут притягивать публику к визитам в этот музейный комплекс.